?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

По "горячим следам" - только сейчас как раз обсуждали по телефону... Запишу здесь, чтобы и для вас было.

При реставрации частей шарнирных тел антикварных кукол для окраски/грунтовки я использую клеевой грунт (он же "клеевая краска", рецепт здесь: Журнал "Антикварная кукла" №1 - стр.26-27 - Уроки реставрации: «Приготовление клеевой краски», основана на статье из журнала Gildebrief 1-2009. Адаптация Натальи Курочкиной.). Кто попробовал клеевой грунт, тот вряд ли вернется к акрилу. Но даже если вы используете для чего-то акриловые краски, то вам эта информация тоже пригодится, там тоже пигменты в составе. И это занятное явление я впервые заметила именно тогда, когда использовала еще акрил.

Бывает иногда так: подогнала оттенок покрытия до нужного, покрасила....а дело было вечером. Наутро смотришь при дневном свете - ой-ёй, пятно-то явно темнее  родного грунта кукольного тела! Или наоборот - работаешь днем, оттенок сделал один-в-один, а вечером видишь на этом месте светлое пятно. Почему так? И дело тут не в изменении оттенка при высыхании, стоит подождать до вечера (или дня) - и будет снова все в порядке. Почему? Сейчас объясню.

В таком неприятном, зависящем от времени суток, отличии вашего ремонта от родного цвета грунта виновата в-основном люминисценция. В нашем случае это способность пигментов светиться под воздействием ультрафиолетовой части яркого дневного света.

Для примера впомните, как ослепительной белизной сияют на солнце ткани белого цвета. Это результат использования крахмала, а так же стиральных порошков с флуоресцирующими красителями:
"Флуоресцирующие красители входят в состав многих моющих средств. Здесь они выполняют роль оптических отбеливателей. Их назначение – преобразовать ультрафиолетовую часть солнечного света в голубой, синий и фиолетовый свет. Таким образом они «подправляют» чуть желтоватый цвет ткани так, что она кажется чисто белой. Этот прием известен с древности, только вместо синтетических флуоресцирующих красителей раньше подкрашивали ткань синькой."
(отсюда - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa643cf9-6be8-53da-1374-f13bfbaaa302/1011236A.htm)

Степень такого свечения и его оттенок отличается у разных пигментов:
"Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием ультрафиолетового излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием ультрафиолетового излучения дают свечение разных цветов. Например, свинцовые белила давнего происхождения имеют яркое белое свечение, современные свинцовые белила - сероватое свечение, а цинковые белила дают желтовато-зеленоватое свечение разных оттенков. Второй пример: киноварь под воздействием ультрафиолета выглядит тёмной красно-коричневой, а некоторые разновидности краплака давнего происхождения, встречающиеся под названиями "Laque (de garance", "Garance", особенно в разбеле имеют яркое люминесцентно-розовое свечение."
(отсюда - http://art-con.ru/node/3029)

Потому так важно подобрать для реставрации, для клеевого грунта правильные пигменты. Не только ради аутентичности (конечно это очень важно), но и для того, чтобы не было неприятных сюрпризов из-за различающейся люминисценции. Конечно солнечный свет - это не ультрафиолетовая лампа, при нем не велика разница в люминисценции, но мы все же видим эти незначительные нюансы как "отличия в оттенках цвета". Т.е для грунта кукольных тел люминисценция при дневном свете выполняет роль оптического осветлителя.



Цвет кукольных тел серовато-розовый. И больше всего в составе покрытия такого цвета именно белого пигмента. У меня это белая гуашь. Остальные - красного, желтого, черного цвета..., - добавляю в виде акварельных красок лишь для тонирования. Таким образом белый пигмент сильнее всего влияет на люминисценцию (хотя и другие пигменты тоже играют свою роль в этом, но намного меньше).

Если выбрать пигменты неправильно, то, замешивая краску тон-в-тон под родное покрытие при искусственном свете, можно при дневном получить более темное пятно ремонта, т.е. оно люминесцирует меньше родной краски, потому не "высветляется" днём. Или отличающееся в красном оттенке - значит надо изменить вид красного пигмента, или  попробовать изменить количество мела, входящего в состав (он часто люминесцирует темно-розовым цветом), или взять мел другой марки. Или отличающегося в желтом оттенке - тогда заменить желтый пигмент на другой.

Если наоборот, при замешивании оттенка краски пигменты подобрать неправильно при дневном свете, то будет обратный эффект - вечером место ремонта будет казаться светлее, так как родной грунт "потемнел" без люминисцирования, а в вашем оказалось слишком много белил (и видимо они другого вида).

Вот здесь была прекрасная статья про материалы для реставрации, в том числе и про пигменты, которые являются аутентичными, которые применялись во время производства кукол: sevastiana76 Реставрационное. Краткий обзор покрытий и материалов.
"белые — свинцовые, цинковые, титановые белила.
Теперь, внимание - титановые белила тоже нам не подходят по времени, в то время они не применялись. Свинцовые очень вредны, остаются цинковые."


Важно (!) - титановые белила не только неаутентичны (их начали производить позже), они еще к тому же не светятся совсем! В темной комнате с ультрафиолетовой подсветкой, если перед вами будет лист бумаги, окрашеный титановыми белилами, вы не увидите ничего. Черный квадрат. Свинцовые белила светятся особенно ярко, причем еще и со временем свечение усиливается. Цинковые - желтовато-зеленоватое свечение. Не знаю какой вид белил использовался сто лет назад для грунта, но даже если ядовитые свинцовые, то мы вполне можем использовать сейчас цинковые. Разница в оттенке свечения невооруженным глазам вряд ли будет заметна (да еще и под желтым шеллаком), главное что оно есть и старый и новый грунт будет высветляться под дневным светом хотя бы примерно одинаково.

Так что если у вас есть такая проблема при окрашивании - реставрационный грунт при разном освещении то темнее родного, то нет, - поменяйте в составе титановые белила на цинковые или свинцовые, давно пора! :) Ага, вот так многабукав чтобы поменять белила. И ещё для особо докучливых и любознательных.:)

Комментарии

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
avdolls
26 авг, 2015 21:11 (UTC)
Что-то не нашла рецепта клеевой краски в наших блогах... А ведь где-то это же было! Кажется у Наташи К.
Плиз, ткните носом в ссылку, кто знает где искать!
elfi_doll
27 авг, 2015 15:26 (UTC)
Рецепт краски Наташа не выкладывала, во всяком случае я не видела.
avdolls
27 авг, 2015 16:22 (UTC)
Значит глючу, статью из журнала вспоминаю.
happydolls
11 окт, 2015 12:50 (UTC)
Не, не выкладывала. Надо?
avdolls
12 окт, 2015 06:36 (UTC)
Важный момент в реставрации, клеевая грунтовка в разы лучше дает результат, чем акрилом мазюкать. Раз попробовав - уже не променяешь её ни на что. Что может быть для реставрации лучше, чем краска с рецептом, как у оригинального покрытия? Твой ЖЖ много читают, выложи плиз, не все бумажный журнал читали, а ПДФ найти не просто.
vizardis
12 окт, 2015 09:23 (UTC)
Поняла, выложу. Мне казалось, что все, кто читает наши ЖЖ, покупают журнал, и это у них есть. Ну и закончившиеся выпуски мы в ПДФ продаем по 100 руб. Берут! Первый бесплатно можно скачать.
avdolls
12 окт, 2015 10:53 (UTC)
ПДФ по ключевым словам не ищется. Я, вот, к примеру запамятовала в каком номере журнала это было, хотела в сети найти...фиг вам!
vizardis
12 окт, 2015 12:18 (UTC)
Щас покажу как искать статьи:)
http://antikvarnaya-kukla.ru/rubriki/remont-i-restavraciya/
Только № 13 я еще не внесла.

Посты сделаю, поняла.
Только сначала осилю выставку, а то уже неприлично, неделя прошла.
livejournal
26 авг, 2015 21:42 (UTC)
Реставрация деревянно-композитных тел антикварных ку
Пользователь yanakanstad сослался на вашу запись в своей записи «Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов. [...]
mount7
26 авг, 2015 23:04 (UTC)
Алена, спасибо большое, интересная информация. Подбор краски - занятие увлекательное, не самое простое.

Журнал "Антикварная кукла" №1 - стр.26-27 - Уроки реставрации: «Приготовление клеевой краски», основана на статье из журнала Gildebrief 1-2009. Адаптация Натальи Курочкиной.
http://antikvarnaya-kukla.ru/data/documents/antikvarnaya-kukla_1.pdf
avdolls
27 авг, 2015 05:11 (UTC)
Спасибо! У Наташи кажется и в ЖЖ это было. А то, что номер выложен вот так открыто в сети - это разрешено издателями?
mount7
27 авг, 2015 10:45 (UTC)
№1 выложен для открытого чтения и скачивания, на сайте журнала, на который и дала Вам ссылку. http://antikvarnaya-kukla.ru/
avdolls
27 авг, 2015 12:59 (UTC)
А, понятно! Это здорово, что его открыли всем, его выпущено было мало. Я не знала, спасибо большое! :)

Edited at 2015-08-27 13:06 (UTC)
alenvic
27 авг, 2015 00:45 (UTC)
Алена, слышала тебя утром, приятно почитать на ночь. Подписываюсь под прочитанным, тебе рассказывала, и расскажу еще раз, что-бы кто-то тоже не пострадал. Купила новую белую краску, старый тюбик был большой и я им пользовалась несколько лет. И не поняла, что произошло. Подкрашиваю вечером, а утром не узнаю свою работу. У меня нет проблем с попаданием в цвет, а тут стала на свои глаза грешить. Оказывается старая белая краска была цинковая, а новая тинатовая. Вот и весь секрет:), с глазами полный порядок, только что сыну угол зуба восстанавливала:)
Спасибо тебе! Умница, что написала.
avdolls
27 авг, 2015 13:00 (UTC)
Тебе тоже спасибо за интересную тему для статьи! :) Когда информация есть в голове, в ум не приходит, что другим это вовсе не "само собой".

Edited at 2015-08-27 13:01 (UTC)
yorkpatrik
27 авг, 2015 05:19 (UTC)
Спасибо большое, Алена, с удовольствием почитала, очень хорошая статья!
avdolls
27 авг, 2015 13:02 (UTC)
Пожалуйста! :)
dbusinka
27 авг, 2015 07:16 (UTC)
Спасибо, Алён, очень полезный пост!
avdolls
27 авг, 2015 13:03 (UTC)
Пасиб, Насть! Надеюсь, пригодится. Ты какой краской реставрируешь?

Edited at 2015-08-27 13:03 (UTC)
g_mila_k
27 авг, 2015 10:49 (UTC)
Алёна,Спасибо Большое ,за такой развёрнутое объяснение! и еще одной Алёне ,за подсказку.
avdolls
27 авг, 2015 13:04 (UTC)
Ага, хорошую она тему подсказала. :)
livejournal
27 авг, 2015 10:53 (UTC)
Реставрация деревянно-композитных тел антикварных ку
Пользователь g_mila_k сослался на вашу запись в своей записи «Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов.» в контексте: [...] нал взят у в Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов. [...]
elfi_doll
27 авг, 2015 15:25 (UTC)
Спасибо, друг! Это моя головная боль - я не могу правильно цвет подогнать, хоть об стену головой бейся.
Если бы ты развернуто не написала, то для меня бы прозвучало как "смените белую краску на белую".
Утяну к себе, можно?
avdolls
27 авг, 2015 16:23 (UTC)
Исесссно! :)
Нинада головой ап стену, она у тебя слишком ценная!
livejournal
27 авг, 2015 15:30 (UTC)
Реставрация деревянно-композитных тел антикварных ку
Пользователь elfi_doll сослался на вашу запись в своей записи «Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов.» в контексте: [...] нал взят у в Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов. [...]
lisa_vo7
31 авг, 2015 12:49 (UTC)
А я думала только у меня глюки и руки кривые :))
Тоже поменяла краску- основу и ….. сказал красный командир :))
Теперь буду внимательнее , СПАСИБО!
happydolls
11 окт, 2015 12:55 (UTC)
Спасибо! Пошла проверять краски. Хотя сейчас тоже уже все грунтом делаю. Бывает, что намучаешься с подбором колера, раза три переделываешь, а бывает, что так попадешь, что потом самой сложно место ремонта опознать.

Я крашу грунтом (клей, белый мел, пимент), не клеевой краской (как в № 1 описано). В качестве пигмента беру акварель.
avdolls
12 окт, 2015 06:31 (UTC)
А мне не хватает белого мела, прозрачно получается, потому добавляю белила. Может мела больше сыпать?
vizardis
12 окт, 2015 09:20 (UTC)
Я много-много мела сыплю, но это в грунт, чтобы густой был. Ложится плотно, не прозрачно. Но это как развести.
Проблема простой мел найти, не китайский, прикинь! Китайский просто слишком твердый, тяжко измельчать. Вот отечественный - ок, но редкость, блин.
( 29 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Тэги

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Ideacodes