Алёна Василь (avdolls) wrote,
Алёна Василь
avdolls

Category:

Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов.

По "горячим следам" - только сейчас как раз обсуждали по телефону... Запишу здесь, чтобы и для вас было.

При реставрации частей шарнирных тел антикварных кукол для окраски/грунтовки я использую клеевой грунт (он же "клеевая краска", рецепт здесь: Журнал "Антикварная кукла" №1 - стр.26-27 - Уроки реставрации: «Приготовление клеевой краски», основана на статье из журнала Gildebrief 1-2009. Адаптация Натальи Курочкиной.). Кто попробовал клеевой грунт, тот вряд ли вернется к акрилу. Но даже если вы используете для чего-то акриловые краски, то вам эта информация тоже пригодится, там тоже пигменты в составе. И это занятное явление я впервые заметила именно тогда, когда использовала еще акрил.

Бывает иногда так: подогнала оттенок покрытия до нужного, покрасила....а дело было вечером. Наутро смотришь при дневном свете - ой-ёй, пятно-то явно темнее  родного грунта кукольного тела! Или наоборот - работаешь днем, оттенок сделал один-в-один, а вечером видишь на этом месте светлое пятно. Почему так? И дело тут не в изменении оттенка при высыхании, стоит подождать до вечера (или дня) - и будет снова все в порядке. Почему? Сейчас объясню.

В таком неприятном, зависящем от времени суток, отличии вашего ремонта от родного цвета грунта виновата в-основном люминисценция. В нашем случае это способность пигментов светиться под воздействием ультрафиолетовой части яркого дневного света.

Для примера впомните, как ослепительной белизной сияют на солнце ткани белого цвета. Это результат использования крахмала, а так же стиральных порошков с флуоресцирующими красителями:
"Флуоресцирующие красители входят в состав многих моющих средств. Здесь они выполняют роль оптических отбеливателей. Их назначение – преобразовать ультрафиолетовую часть солнечного света в голубой, синий и фиолетовый свет. Таким образом они «подправляют» чуть желтоватый цвет ткани так, что она кажется чисто белой. Этот прием известен с древности, только вместо синтетических флуоресцирующих красителей раньше подкрашивали ткань синькой."
(отсюда - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa643cf9-6be8-53da-1374-f13bfbaaa302/1011236A.htm)

Степень такого свечения и его оттенок отличается у разных пигментов:
"Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием ультрафиолетового излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием ультрафиолетового излучения дают свечение разных цветов. Например, свинцовые белила давнего происхождения имеют яркое белое свечение, современные свинцовые белила - сероватое свечение, а цинковые белила дают желтовато-зеленоватое свечение разных оттенков. Второй пример: киноварь под воздействием ультрафиолета выглядит тёмной красно-коричневой, а некоторые разновидности краплака давнего происхождения, встречающиеся под названиями "Laque (de garance", "Garance", особенно в разбеле имеют яркое люминесцентно-розовое свечение."
(отсюда - http://art-con.ru/node/3029)

Потому так важно подобрать для реставрации, для клеевого грунта правильные пигменты. Не только ради аутентичности (конечно это очень важно), но и для того, чтобы не было неприятных сюрпризов из-за различающейся люминисценции. Конечно солнечный свет - это не ультрафиолетовая лампа, при нем не велика разница в люминисценции, но мы все же видим эти незначительные нюансы как "отличия в оттенках цвета". Т.е для грунта кукольных тел люминисценция при дневном свете выполняет роль оптического осветлителя.



Цвет кукольных тел серовато-розовый. И больше всего в составе покрытия такого цвета именно белого пигмента. У меня это белая гуашь. Остальные - красного, желтого, черного цвета..., - добавляю в виде акварельных красок лишь для тонирования. Таким образом белый пигмент сильнее всего влияет на люминисценцию (хотя и другие пигменты тоже играют свою роль в этом, но намного меньше).

Если выбрать пигменты неправильно, то, замешивая краску тон-в-тон под родное покрытие при искусственном свете, можно при дневном получить более темное пятно ремонта, т.е. оно люминесцирует меньше родной краски, потому не "высветляется" днём. Или отличающееся в красном оттенке - значит надо изменить вид красного пигмента, или  попробовать изменить количество мела, входящего в состав (он часто люминесцирует темно-розовым цветом), или взять мел другой марки. Или отличающегося в желтом оттенке - тогда заменить желтый пигмент на другой.

Если наоборот, при замешивании оттенка краски пигменты подобрать неправильно при дневном свете, то будет обратный эффект - вечером место ремонта будет казаться светлее, так как родной грунт "потемнел" без люминисцирования, а в вашем оказалось слишком много белил (и видимо они другого вида).

Вот здесь была прекрасная статья про материалы для реставрации, в том числе и про пигменты, которые являются аутентичными, которые применялись во время производства кукол: sevastiana76 Реставрационное. Краткий обзор покрытий и материалов.
"белые — свинцовые, цинковые, титановые белила.
Теперь, внимание - титановые белила тоже нам не подходят по времени, в то время они не применялись. Свинцовые очень вредны, остаются цинковые."


Важно (!) - титановые белила не только неаутентичны (их начали производить позже), они еще к тому же не светятся совсем! В темной комнате с ультрафиолетовой подсветкой, если перед вами будет лист бумаги, окрашеный титановыми белилами, вы не увидите ничего. Черный квадрат. Свинцовые белила светятся особенно ярко, причем еще и со временем свечение усиливается. Цинковые - желтовато-зеленоватое свечение. Не знаю какой вид белил использовался сто лет назад для грунта, но даже если ядовитые свинцовые, то мы вполне можем использовать сейчас цинковые. Разница в оттенке свечения невооруженным глазам вряд ли будет заметна (да еще и под желтым шеллаком), главное что оно есть и старый и новый грунт будет высветляться под дневным светом хотя бы примерно одинаково.

Так что если у вас есть такая проблема при окрашивании - реставрационный грунт при разном освещении то темнее родного, то нет, - поменяйте в составе титановые белила на цинковые или свинцовые, давно пора! :) Ага, вот так многабукав чтобы поменять белила. И ещё для особо докучливых и любознательных.:)

Tags: про ткани и материалы, реставрация, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments