Алёна Василь (avdolls) wrote,
Алёна Василь
avdolls

Categories:

История создания кукольных стекляных глаз.

Это перепост! Все "спасиба" - Лене, которая нашла для нас такую уникальную информацию! Сколько занимаюсь антикварными куклами, глаза для меня оставались тайной, покрытой мраком. Кто их делал, как, кто делает сейчас?...

Оригинал взят у elfi_doll в История создания кукольных стекляных глаз.

В статье о процессе создания кукол была прелюбопытная фотография надомного изготовления глаз. Вот эта фотография.



Ну и все. Покоя она мне теперь не дает. Рою...

Нарыла отличную статью на сайте изготовителей Лаушского стекла. Привожу ее здесь без изменения и купюр. Написано от первого лица. Пока не нашла имя автора. Найду - сюда вставлю. Интересно!

Лаушское стекло и развитие производства стеклянных глаз и наша фирма

Изделия из стекла в его первичной форме и похожих веществ хорошо известны уже 4000 лет. Самое давнее свидетельство об изготовлении стекла на территории Германии датируется 748 годом. Английский аббат по имени Люберт послал письмо майнцскому епископу Лулло с просьбой выслать ему стекольных мастеров в Англию. Это и есть свидетельство того, что первые известные стекольные мастерские находились в буковых лесах Шпессарта.
Для стеклоделия было необходимо дерево для плавления стекла и изготовления поташа. В 15 веке повсюду в Германии были подходящие условия - колоссальные леса покрывали всю страну.  Но для производства стекла важно иметь короткие транспортные пути до месторождений других необходимых элементов, таких как известь и кварцевый песок. Все эти предпосылки сосуществовали в нагорьях Германии. В результате в этих условиях были произведены железные молоты, бумажные мельницы, а также было начато первое промышленное производство  стекла.

Стекольный мастер Ганс Грайнер I из Эберсбах-Нассаха в Швабии в 1525 эмигрировал в тюрингский Лангенбах неподалеку от Шлойзингена. Его правнук, Ганс Грайнер IV,  был вынужден из-за истощения запасов леса и увеличения плотности населения переехать в долину ручья Лауша и там он совместно  со стеклодувом Кристофом Мюллером основал стекольную мастерскую 'Marktiegelhuette Lauscha 1'  в окрестности Паппенхайма. Она существовала всего несколько лет, прежде чем возникли разногласия с неким гражданином из Паппенхайма. Тогда они обратились к герцогу  Иоганну Казимиру из герцогства Саксен-Кобурга  с просьбой построить стеклодувную мастерскую на основе его поместья. Договор на стеклодувную мастерскую "Glashuette Lauscha II" имеет дату 1597/01/10,  и эта мастерская позже упоминается как  "Mutterglashuette" (букв. материнская стеклодувная мастерская), потому что выдающиеся стекольные мастера в последующие десятилетия основали 20 мастерских вдоль Ренштейга, и таким образом образовались поселения.
В 17 и 18 веках, помимо  производства эксклюзивного оконного стекла (общеизвестный "бычий глаз" - круглое оконное стекло с утолщением посередине), поставляли стеклянные изделия химикам, а также  сосуды для питья богатым гражданам и герцогским дворам. Также в Лауше открылись четыре новые стекольные мастерские, чему благоприятствовало открытие угольных топок. Это образовало основу кустарного производства в Лауше. Стекольный мастер Иоганн Георг Грайнер выдул первые стеклянные трубки в 1760г. в мастерской "Dorfglashuette"(нем. "деревенская стекольная мастерская"). Развитие стало необходимо, так как население возросло пятикратно между 1781-м и 1871-м годами. Естественно, что не все получали работу в стекольных мастерских.

По инициативе торговца стеклянными изделиями Иоганна Адама Грайнера, который в Рейнланде ознакомился с техникой 'Arbeit vor der Lampe' (букв. "работа перед пламенем"), этот метод начали применять в Лауше. Концепция 'Arbeit vor der Lampe' широко используется и по сей день. Стеклянные трубки нагреваются пламенем от масляной лампы, после чего они размягчаются и могут быть деформированы. Воздух подавался вручную при помощи кожаного мешка. Естественно, таким способом можно было сделать только небольшие изделия в маленьких количествах, в основном стеклянные бусины. С изобретением воздуходувных мехов (в виде большого кожаного мешка, управляемого ногой) в 1820г.  стала возможной непрерывная и лучшая подача воздуха.
После сооружения газовых заводов в 1867г.  появилось отдельное производство выдувания ламп.  А несколько стеклодувов вместо ламп производили красивые стеклянные шары, и вешали их на рождественские елки, так появились стеклянные елочные украшения. Они становились все более оригинальными и стали символом украшения рождественских елок.

Некто обнаружил, что новая техника производства предоставляет намного больше возможностей, и талантливые стеклодувы начали воспроизводить природу и окружающий мир в стекле. В начале  стеклодувы выдували такие игрушки только для себя, в качестве отдыха от работы, но к концу 19 века примерно 70 семей производило стеклянные игрушки в Лауше для заказчика из Зоннеберга. Выдували стеклянные трубки, которые в зависимости от оловянной формочки принимали натуралистичные формы и при помощи клеевой краски обретали естественный цвет.
Большинство из этих изделий не успевали дойти до детских рук, так как они были очень хрупкие. Кроме того, к тому моменту уже выпускались более дешевые фарфоровые игрушки, таким образом, этот род занятий потерял свое значение.
Изделия из стекла применяли для украшения стола и интерьера. Долгое время прибыль приносили изысканные детские игрушки, например,  посуда для кукольных домиков.

В это время вместе с художественным производством стекла развивалось производство кукольных глаз, а также искусственных глаз для людей.
В 1832 году профессор доктор Аделманн из университета города Вюрцбург посетил город Зоннеберг, и увидел там, как некто вставлял стеклянные глаза из Лауши в куклу. Это привело его к идее применения кукольных глаз людьми с ранениями на глаз. После этого он смог убедить искусного стеклодува Людвига Мюллера-Ури, и они начали усиленно экспериментировать. Разработать новый продукт, используя возможности того времени, было тяжелым шагом.
Стали использовать опаловое стекло,  относительно хрупкий материал, и при этом неизвестно, применялись ли тогда воздуходувные меха. Во всяком случае, они смогли изготовить первые стеклянные глазные протезы в немецких землях, и таким образом вытеснили французские изделия такого типа.
Людвиг Мюллер-Ури разработал рисунок радужной оболочки с правдоподобными цветами, и с полностью новой техникой рисунок радужной оболочки  стал неповторимым и реалистичным.

Затем он посетил Париж по рекомендации некоторого бизнесмена, чтобы собрать информацию у французских художников об их технологиях. Там стеклодувы были прекрасно информированы о немецких технологиях производства стеклянных глаз, но не допустили его к секретам своего производства. Однако он смог выяснить, что радужка очерчена тонкими цветными стеклянными стерженьками на основе хрусталя. Это стекло подходило для глазных протезов еще хуже, чем употребляемое в Лауше опаловое стекло.

После возвращения Людвиг Мюллер-Ури начал интенсивное сотрудничество со стекольной мастерской Dorfglashuette в поисках наилучшего материала для глаз. Профессиональному стеклодуву Кристиану Мюллер-Патле удалось сделать сплав, который впоследствии назвали Kryolithglas (криолитовым стеклом). Его поверхность оказалась однородной, а его вещество -  нейтральным и устойчивым против жидкости слез. Глазам из этого материала можно придать любой цвет для рисования правдоподобной радужки. Кроме того, он мягок и податлив при обработке, что делает его наиболее подходящим для производства глазных протезов.

С введением в употребление природного газа изменение печи и дальнейшая разработка мехов расширили разнообразие глазных протезов,  и таким образом изготовление глаз из стекла за 160 лет стало искусством.

Появление новых видов стекла также сыграло важную роль в производстве других видов стеклянных глаз.

Глаза для кукол изначально изготовляли из уже упомянутого опалового стекла, и были похожи на настоящие только  темно-синей радужкой, но  без дальнейшей прорисовки и без зрачка. Теперь же стало возможным использовать различные цвета радужной оболочки, прорисовывать на радужке тонкие полоски, и, конечно, изменять зрачок.

В производстве глаз начали появляться различные виды профессий, как то:  изготовитель глаз для животных, изготовитель глаз для кукол, для фигурок, и для людей. Они все передавали по наследству своим детям  специальные инструменты и вспомогательные средства,  наряду с наибольшим сокровищем - ремесленным мастерством. И это остается неизменным и по сегодняшний день. В школе изготовления стекла в Лауше до сих пор нет специальных курсов производства глаз.

Мой тесть Фритц Грайнер-Питер за свои 87 лет был одним из немногих свидетелей времени массового производства стеклянных глаз для кукол в начале 20-го века.

"На самом деле я хотел быть художником по фарфору, но мои родители не могли оплатить обучение и мне пришлось остаться верным семейному делу. Мои дедушка и бабушка делали глаза для фигур, родители - для кукол, а братья отца - стеклянные протезы для людей. Уже в 10 лет, как было принято, я начал помогать семейному делу, и обучался этому сложному делу под руководством деда и отца. В 1927-1930гг. я обучался в Лаушском техникуме стекольного мастерства на стеклодува-художника, и дома совершенствовал свои способности изготовителя глаз для кукол и фигур.

Мои родители в основном делали простые глаза для кукол. В то время только в исключительно ценных куклах уже использовались глаза из хрусталя. Позже мы начали на них специализироваться. В нашем ассортименте появились глаза с дырочками для создания эффекта игривых глаз, и овальные глаза. Вместе со своим отцом я разработал и запатентовал технологию зеркальных глаз. Такие глаза создают впечатление, что кукла смотрит на наблюдателя,  с любой точки зрения. К сожалению, этот особый метод изготовления глаз был утерян в нашей семье, так как из-за беспорядков военного времени, в последующие годы глаза для кукол не производились вообще. С взлетом стекольной промышленности в 50-х годах я вернулся к своей старой профессии и за четыре недели получил титул мастера как художник стеклу и дизайнер стеклянных глаз.  Спрос на глаза для кукол упал в то время, и пластиковые глаза стали наиболее употребимыми в производстве игрушек. Тогда я делал животных и вазы из стекла.

После падения Берлинской Стены в 1989 году был образован комбинат искусства изготовления стекла  'Glaskunst Lauscha'. Моя дочь, Инга Канис, и мой зять, дипломированный инженер по стеклу и керамике, потеряли работу. У нас было две возможности - сдаться, или вспомнить старые традиции и решиться на новое начало с новыми силами.

Бизнесмен из Франка рекомендовал нам взяться за изготовление глаз для кукол и опыт, накопленный мной, оказался для этого хорошей основой. Так как я  - последний мастер по изготовлению глаз для кукол и фигур, я, помимо дочери, обучал внука, его жену, и прочих кустарных рабочих."
К сожалению, мой тесть умер 7 сентября 1999г.  Тем не менее, я вместо него возглавляю наше семейное предприятие "Kanis-Augen" .
К этому времени у нас более 4900 больших и мелких клиентов среди изготовителей кукол по всему миру. Наш козырь - это богатый выбор, а главное - высокое качество и традиционное ремесло. Мы также делаем глаза на заказ, в соответствии с пожеланиями клиентов.
Материал для глаз, сделанных на нашем предприятии, прибывает исключительно из стекольного завода в Лауше. Они поставляют сделанные вручную цветные стеклянные палочки и трубки, которые служат основой для изготовляемых нами глаз.
Недавний отпрыск нашей семьи, наша дочь Таня, была Стеклянной принцессой семьи в 1996/7 г. и держала Стеклянный скипетр.
Мой тесть 83 лет
во время работы

Обратите внимание, что мастер выдувает глазки из заготовок с трубочками на обеих сторонах. На первых фото принцип тот же. Таким образом, это ТОЧНО глаза...
Tags: полезные ссылки, реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments